Дивеево - Четвертый удел Пресвятой Богородицы

 

Паломническая Служба Красноярской Митрополии приглашает Вас в это чудесное место!

Поездки в 2013 году состоятся:

с 1 по 13 января (подробно)

с 29 апреля по 11 мая (подробно)

с 23 июля по 6 августа (подробно)

 с 20 по 31 августа (подробно)

с 10 по 21 октября (подробно)

 с 1 по 13 января 2014 (подробно)

 Дивное Дивеево - старинное русское село на юге Нижегородской области, центр паломничества православных христиан. Здесь покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых - Серафима Саровского.

Основание и строительство Дивеевской обители было главным и любимым делом последних лет жизни преподобного Серафима.

Самую первую, Казанскую общинку в Дивееве основала вдова подпоручика Агафья Семёновна Мельгунова, в монашестве матушка Александра, по велению Самой Богородицы: "Равной ей не было, нет, и не будет во всём свете, - сказала матушке Александре Матерь Божия, - это четвёртый жребий Мой во Вселенной." После кончины матушки Александры преподобный Серафим по её предсмертной просьбе опекает дивеевских сестер и особое внимание уделяет устройству обители по повелению Самой Царицы Небесной. Матерь Божия, в 1825 году явившись преподобному Серафиму, велела взять 7 сестер из прежней Казанской общины и поселить их отдельно.

Для новой общинки Она дала новый устав и некоторые заповеди и сказала, что будет всегдашней Игуменьей сей обители. Общинку Царица Небесная повелела окопать канавкой, той знаменитой канавкой, о которой преподобный Серафим пророчески предсказал, что во веки будет она стеной и защитит от антихриста.

Святую канавку выкопали к Рождеству 1832 года и через несколько дней батюшка Серафим отошёл ко Господу.

Последующая судьба обители в общем повторяет судьбу нашего Отечества. К середине XX века случилось самое страшное: о Дивееве практически уже никто ничего не помнил. Обитель разорена, уничтожена святая Богородичная канавка.

Но в последнее десятилетие прошлого века произошло настоящее чудо: второй раз обретены казалось бы навсегда утраченные мощи преподобного Серафима, и началось возрождение Дивеевской обители.

Во многом благодаря рассказам дивеевской старицы схимонахини Маргариты, пришедшей в монастырь незадолго до его закрытия в 1927 году и вернувшейся в 1991 году после его возобновления, удалось восстановить уклад жизни и прежние дивеевские традиции.

Как и прежде, день в монастыре начинается с первыми лучами солнца. К пяти часам утра сестры стекаются в храм на молитву: полуношница, молебен, литургия, а днём - работа на послушании.

Те, что пришли в обитель недавно, идут на уборку храмов и территории, которую сестры превратили в сказочный сад, известный уже на всю Россию. Нередко приезжающие в обитель паломники задерживаются в ней подольше, чтобы помолиться и поработать во славу Божию и на благо монастыря.

Игумения Сергия привела в пример учащихся из Магнитогорска, которые уже много лет подряд приезжают и оказывают помощь в восстановлении Троицкого скита.

Матушка Сергия любит говорить, что монастырь - это лодка о двух вёслах: одно - труд, а другое - молитва. Только работая обоими вёслами, можно плыть. И совсем не женскую работу сестры стараются выполнять сами. Средств на восстановление монастыря не хватает, и часто монахиням приходится работать и прорабами, и малярами, и плотниками.

Наверное, человек, видевший Дивеевский монастырь в год его возобновления, 12 лет назад, не узнал бы его теперь. Молитвами и кропотливым трудом, буквально по крупицам, воссоздаётся прежний облик обители. Сейчас здесь живёт уже более 300 монахинь и послушниц. Кстати, стать монахиней Дивеевского монастыря не просто. Сначала нужно пройти длительный испытательный срок, пожить в монастыре 5-7 лет, неукоснительно соблюдая закон послушания. Многим монастырская жизнь кажется очень тяжёлой, но для тех, кто пришел жить здесь, это единственно желанный путь.

Постепенно вместе с монастырём стал преображаться и поселок Дивеево. Правда, не столько внешне, сколько внутренне, духовно. Православные люди со всей России, узнав о возрождении духовной жизни в Четвёртом Уделе Царицы Небесной, стали приезжать и селиться рядом с этим святым местом. Наверное, ни в одном другом посёлке не увидишь такого количества объявлений о купле-продаже недвижимости, как в Дивеево.

"Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою...". С этим благовещенским приветствием архангела Гавриила монахини и богомольцы, проходя вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед и благословения на все благие дела. Эта традиция возобновлена в 1992 году. За последнее десятилетие многие люди пришли к осознанию необходимости восстановления святой Богородичной канавки как святыни. Однако, многим из них непонятно, почему же дело идёт так медленно?

Лишь в 1997 году, спустя восемь лет после возобновления монастыря, стало возможным начать работы по возрождению святой канавки. Работы предстояли сложные, ведь за полторы сотни лет святыня была засыпана, застроена, заселена, перерезана различными коммуникациями. Предстояло, прежде всего, провести археологические изыскания для определения исторически точных границ канавки, обеспечить вывод с её территории не относящихся к Церкви объектов и осуществить собственно земляные работы.

Наиболее сложным делом оказалось освобождение территории канавки, на которой в разные годы были возведены многочисленные хозяйственные и прочие строения. В целях содействия освобождению канавки Божией Матери благодетели монастыря по благословению владыки Николая в 1999 году организовали Попечительский совет. В него вошли самые разные люди, которым небезразлична судьба этой величайшей православной святыни.

Первый шаг Попечительского совета - строительство жилого дома, куда в 2000 году были переселены жильцы старого барака, стоявшего на территории канавки. При этом условия их проживания существенно улучшились без каких-либо усилий и затрат со стороны самих жильцов.

К настоящему времени практически завершены восстановительные работы на тех отрезках канавки, с которых при содействии Попечительского совета выведены канализационные и иные коммуникации, перенесена трансформаторная будка.

Вскоре благоговейную тишину, царившую некогда на монастырской земле, которую помнят лишь растущие вдоль канавки вековые деревья, перестанет нарушать весёлый гомон школьного двора, ныне расположенного на месте монастырского кладбища.

Школьники переедут в новое здание, строительство которого осуществляется по инициативе и при содействии Попечительского совета.

Однако многое ещё предстоит сделать для того, чтобы в последнем Уделе Пресвятой Богородицы воссияла спасительная для России святыня. Более 20 светских объектов необходимо разместить вне канавки - это интернат, спортзал, мастерские, склады, сараи и другие хозяйственные постройки.

Словом, все сейчас в Дивееве живут надеждой, что святую Богородичную канавку удастся возродить, как возрождается основанная батюшкой Серафимом мельничная обитель. Конечно, прежние её кельи не сохранились, но в отремонтированном маленьком домике на краю канавки по благословению настоятельницы монастыря уже поселились несколько молодых монахинь со старшей инокиней Марией, которым доверено особое послушание - приготовление просфор.

Порой можно слышать, что у страны тяжёлые времена, а столько сил и средств тратится на монастыри, церкви, канавку. Потому и времена тяжёлые, что живём без покаяния. Не на помощь Божию надеемся, а на "доброго барина".

Неверующим людям трудно понять это, но таковые пусть представят себе, что в доме их матери до сих пор находятся непрошенные гости. Разве не отдали бы они последние силы, чтобы избавить её от этих гостей, чтобы сделать её жизнь радостной и спокойной?

С Божией помощью трудами сестёр, паломников и добровольных жертвователей святая канавка постепенно приобретает тот облик, который заповедан батюшке Серафиму Самой Царицей Небесной.

------------------------------

  Особенное обетование Пресвятой Богородицы несет на себе Дивеевская обитель: "Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих", – такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители. Матерь Божия ежедневно обходит ее по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость. Духовником Дивеевской обители был в свое время Батюшка Серафим, Саровский Чудотворец. Его молитвами обитель устояла в годы нестроений, пережила закрытие и разорение в советское время и снова возрождается в своей дивной красоте.
  В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: "Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду".
  Вот и у нас в Липецке православные верующие регулярно совершают паломнические поездки в Дивеево. На одну из таких поездок отправился корреспондент нашей газеты, Валентин Надеждин.
  Когда мы приехали в обитель, служба уже закончилась, поэтому первым делом пошли на канавку. Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит.
  Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, – башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились – это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно! Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.
  После того, как прошли по канавке, мы увидели верующую, которая распространяла акафист Ченстоховской Иконе Божьей Матери. Чтение этого акафиста особенно пробуждает патриотический дух, противодействует грядущему беззаконию.
  Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление. В Троицком соборе сохраняются также некоторые вещи, принадлежавшие Батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые другие. В алтаре хранится котелок, из которого Батюшка Серафим оделял посетителей сухариками. (Можно привезти свои сухарики и попросить освятить их в котелке). Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.
  В монастыре несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры. Особенно любим паломниками источник Батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный. На монастырском кладбище паломники посещают могилки схимонахини Александры-первоосновательницы монастыря, схимонахини Марфы, Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской; игуменьи Марии Ушаковой. Все желающие готовятся и приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Ежедневно паломники вместе с сестрами обители проходят Крестным ходом по Канавке.
  После вечерней службы, паломники собрались было ехать. Но, отъехав не более трех километров от святой обители, наш автобус сломался. Поломка оказалось очень серьезной – автобус не мог ехать дальше, поэтому решили не ждать и возвратиться назад в монастырь пешком. Подходя к Храму, мы попали на Крестный ход, который проводится ежегодно в старый Новый год. По окончании его все собрались в Храме, и здесь случилось чудо: Ченстоховская Икона Божьей Матери, Кровоточивая Спасителя и Икона Царственных Мучеников замироточили.
  Старцы говорят: "Пришло святое время нашей соборной молитвы, общенародных крестных ходов. Святая Русь не простит нам, если будем бездействовать". Во времена особенно тяжелые в годины лихолетья вставал русский народ на молитву под открытым небом, брал святые хоругви, кресты, чудотворные иконы, шел крестным ходом и свершались чудеса.
  По Дивееву, по всей России и даже по всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что "счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево" (слова батюшки Серафима из "Летописи").
  …Автобус за нами пришел утром, но нас не благословили священники выезжать. Только после праздничной вечерней службы было дано благословение ехать. Одна монахиня сказала нам так: "Значит батюшка Серафим не хочет вас отпускать…"
  Четвертый и последний удел Божией Матери на земле возрождается предстательством Царицы Небесной и преподобного Серафима Саровского, которые посылают и благодетелей, и материалы, и все необходимое.
  Тропа народная в эту обитель не зарастает – люди из разных стран, из разных городов и весей приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам преподобного Серафима Саровского. Обитель Дивеевская вновь стала духовным центром Русской Православной Церкви, всей нашей Родины – России. Здесь люди объединены в общей молитве преподобному Серафиму Саровскому. И величайший молитвенник Земли Русской своими молитвами помогает нам, укрепляет нас в том подвиге, который мы совершаем на благо Церкви Христовой, на благо нашего народа и земного Отечества...

Яндекс.Метрика
Создать бесплатный сайт с uCoz